Основы менеджмента

Лекция 1,2 (06.09.07–13.09.07)

Введение в менеджмент

 

Основные понятия

•  Организация

•  Менеджмент

•  Аспекты понятия «менеджмент»

•  Управление

•  Менеджер

•  Кольцо управления

•  Общие и частные функции менеджмента

•  Разделение труда: горизонтальное и вертикальное

•  Внешняя и внутренняя среда фирмы

• Обратная связь

• Классификации управленческих кадров

 

Основные идеи

•  Организация как открытая система

•  Внешняя среда как фактор, определяющий управление фирмой,

•  3 подхода к рассмотрению управления организацией

•  Взаимосвязь общих и частных функций менеджмента

•  Отличия предпринимателя и менеджера

•  Классификации управленческих кадров

 

Задания

•  Нарисовать цепочку команд какой-либо организации

•  Привести 2-3 примера того, как изменилась внутренняя среда конкретного предприятия в ответ на изменение внешней среды

•  Привести примеры разделения труда в организации

 

Лекция 3 (20.09.07)

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Управленческие революции

Возникновение научного менеджмента

 

Основные понятия

 

•  Патерналистский стиль управления

•  Управленческие революции: годы, название, историческая подоплека, основные результаты

•  Предтечи научного менеджмента: годы, вклад в менеджмент: минимальный набор: Сократ, Ксенофонт, Диоклетиан, Макиавелли, Томас Гоббс и Джеймс Стюарт, Иеремия Бентам, А.Смит, Роберт Оуэн, Ричард Аркрайт, Э.Юр.

•  Условия и факторы возникновения и развития научного менеджмента

•  Основные достижения НТР в XIX и начале XX вв.

 

Основные идеи

•  Условия, сложившиеся в экономике Европы и США на рубеже XIX и XX столетий

•  Факторы возникновения научного менеджмента в США

•  Дело «Истерн Рейтс»

•  1911 г .  – может по праву считаться годом признания менеджмента как науки

Задания

1. 4-5 желающих из каждой группы готовят доклады по теме «Знаменитые менеджеры» к практическому занятию 04.10.2007. В течение недели необходимо определиться с темами и согласовать с лектором. Структура докладов : Краткая биография, наиболее известные достижения, философия, методы, принципы.

 

Лекция 4 (27.09.07)

ШКОЛЫ В МЕНЕДЖМЕТЕ

Основные понятия

•  Школы менеджмента: названия, годы, представители, вклад в менеджмент

•  Рационализация

•  Интенсификация

•  Тейлоризм

•  Бюрократия

•  Бюрократические правила и процедуры

•  Хотторнский эксперимент: его первоначальная цель, этапы, основные открытия

•  Теория X и У

•  Исследование операций

• О птимальное решение

• Модель

• Математические и имитационные модели

• Типовые задачи исследования операций

 

Основные идеи

•  Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно.

•  Школа научного управления разрабатывала методы организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда

•  Классическая школа выделила управленческую деятельность как объект исследования и сформулировала систематизированный подход к управлению всей организации

•  Школа человеческих отношений показала, что р езультаты труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.

•  Школа поведенческих наук изучали возможности управления поведением работников и формирования организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом

•  Основные элементы бюрократического построения организации

•  + и – бюрократии

•  Количественная школа позволила формально находить и обосновывать оптимальные решения

 

Задания

•  К чему приводила система Тейлора: к интенсификации или рационализации труда рабочих? Почему?

 

Лекция 5 (04.10.07)

ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕТЕ

Основные понятия

•  Одномерные и синтетические учения

•  Системный эффект

•  Процесс

•  Содержание основных управленческих функций: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль, распорядительство, руководство, регулирование, координация, администрирование.

•  Связующие процессы: их суть

•  Суть системного подхода

•  Система и ее основные свойства

•  Закрытая и открытая система

•  Подсистема

•  Теория «7- S »

•  Системный анализ и его задачи

•  Ситуация

•  Суть ситуационного подхода

 

Основные идеи

•  Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Каждая управленческая функция представляет собой процесс, т.е. серию непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческий процесс – не механическая сумма, а единство, синтез частных процессов.

•  Системный подход это способ мышления по отношению к организации и управлению. Организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой.

•  Для исследования систем используется с истемный анализ , суть которого в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.

•  Суть ситуационных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.

•  С точки зрения ситуационного подхода, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характе ристики и выбрать соответствующее управление, а потом следо вать научным рекомендациям , принципам и методам в области управления, которые соответствуют выявленной ситуации .

 

Задания

•  Выяснить в чем заключаются функции: распорядительство, руководство, регулирование, координация, администрирование.

•  Пояснить на примере реальной организации то, что она является системой?

•  Провести системный анализ некоторой реальной проблемной ситуации.

 

Лекция 6,7 (11–18.10.07)

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

Основные понятия

•  Аргументы сторонников и противников тейлоризма

•  Персоналии российской науки управления в 1920-е гг. и их основные идеи (Д.Богданов, О.Ерманский, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Е.Ф. Розмирович , П.М.Керженцев )

•  ЦИТ, его направления деятельности

•  НОТ, главные задачи в области НОТ

•  Закон наименьших

•  Закон организационной суммы

•  Принцип физиологического оптимума

*** (на уровень «хорошо-отлично»)

•  НЭП, его смысл и значение

•  Тектология

• Психотехника

• Инженерная психология

• Эргономика

• Косыгинская реформа

• Реформа Глушкова

• Второй информационный барьер

• Типы менеджеров в рыночной России

 

Основные идеи

•  Характерные черты российской экономики в начале XX века.

•  Достижения российского научного менеджмента в дореволюционный период.

•  Теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Достижения российских исследователей практически внедрялись на предприятиях западных стран.

•  Историческим фоном развития российской науки управления стало устранение в 1920-е методов военного коммунизма, внедрения НЭПа, ослабления цензуры в культурной жизни страны.

•  Отношение Ленина к тейлоризму до и после Октябрьской революции изменилось противоположно. Благодаря его поддержке было развито движение НОТ и создан ЦИТ.

•  1920-е годы — самый плодотворный период в отечественной науке управления, когда были созданы и внедрялись множество теоретических концепций и практи­ческих методов.

•  На протяжении почти двадцати лет (1935-55 гг.) исследования в области управления практически отсутствовали: социальные науки были в опале, а управленческая практика являлась лишь одной из сторон жизни тоталитарного государства.

•  Приход к власти Н.С.Хрущева изменил ситуацию. Его политика была направлена на расшатывание жесткой управленческой вертикали, монополии центра: ей противопоставлялось множество экономических субъектов, имевших возможность относительно самостоятельно принимать часть решений. Во времена Н.С. Хрущева получил формальное признание принцип экономической заинтересованности работников, который пришел на смену сталинскому принципу “голого энтузиазма”.

•  В 1960-е гг. была предпринята попытка улучшить систему управления народных хозяйством (Косыгинская реформа), но не предусматривая принципиальных изменений, она привела к временному улучшению показателей.

• В 1960-70-е гг. происходило возрождение управления как науки и систематической практики. Это выражалось в росте публикаций с анализом зарубежных источников, введении управленческих дисциплин в учебные программы ВУЗов, распространении по стране институтов повышения квалификации (ИПК) руководящих работников.

• Центрами научной управленческой мысли в стране стали Государственная академия управления (Московский институт управления) и кафедра МГУ «Организации и методов управления социалистическим общественным производством», которые проводили исследовательскую, консультационную и обучающую деятельность.

• К концу 1990-х годов в России появляются признаки цивилизованного рынка и объективная необходимость использования в управленческой практике концептуально-методологических знаний, развиваются школы бизнеса по примеру западных.


Задания

Найти конкретные примеры использования в практике современных российских предприятий каких-либо теоретических наработок: подходов, концепций, методов и т.п.

 

Лекция 9 (01.11.07)

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Основные понятия

•  Внутренние переменные
•  Функциональная область
•  Структура организации 
•  Специализированное разделение труда 
•  Вертикальное разделение труда
•  Сфера контроля 
•  Задача
•  Технология 
•  Перевороты в технологии
• Стандартизация
• Унификация
•  Человеческий капитал
• Три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе
• Рабочая среда
• Социотехническиеподсистемы
• Определение внешней среды
• Среда прямого воздействия
• Среда косвенного воздействия
• Характеристики внешней среды
• Факторы прямого воздействия
• Факторы косвенного воздействия
• Виды недобросовестной конкуренции

Основные идеи

•  Ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не зависят напрямую от размера организации
•  Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.
•  Как ведет себя человек в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды
•  Ситуация имеет большее влияние на поведение сотрудника, чем свойства личности
•  Важно создавать такую окружающую обстановку на работе, которая бы поддерживала тип поведения сотрудника, желательный для организации
•  Внутренние факторы организации были основным объектом рассмотрения разных школ в теории управления
•  Руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших
•  Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, т.к. руководство вынуждены основываться на неполной информации в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации
•  Технология является одновременно внутренней переменной в внешним фактором большого значения
• Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью, т.к. обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

Задания

Привести конкретные примеры учета организациями в своей деятельности каждого из внутренних факторов (ссылки)

 

 

 

 

Hosted by uCoz