Основы менеджмента |
Лекция 1,2 (06.09.07–13.09.07)
Введение в менеджмент
Основные понятия
Организация
Менеджмент
Аспекты понятия «менеджмент»
Управление
Менеджер
Кольцо управления
Общие и частные функции менеджмента
Разделение труда: горизонтальное и вертикальное
Внешняя и внутренняя среда фирмы
Обратная связь
Классификации управленческих кадров
Основные идеи
Организация как открытая система
Внешняя среда как фактор, определяющий управление фирмой,
3 подхода к рассмотрению управления организацией
Взаимосвязь общих и частных функций менеджмента
Отличия предпринимателя и менеджера
Классификации управленческих кадров
Задания
Нарисовать цепочку команд какой-либо организации
Привести 2-3 примера того, как изменилась внутренняя среда конкретного предприятия в ответ на изменение внешней среды
Привести примеры разделения труда в организации
Лекция 3 (20.09.07)
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Управленческие революции
Возникновение научного менеджмента
Основные понятия
Патерналистский стиль управления
Управленческие революции: годы, название, историческая подоплека, основные результаты
Предтечи научного менеджмента: годы, вклад в менеджмент: минимальный набор: Сократ, Ксенофонт, Диоклетиан, Макиавелли, Томас Гоббс и Джеймс Стюарт, Иеремия Бентам, А.Смит, Роберт Оуэн, Ричард Аркрайт, Э.Юр.
Условия и факторы возникновения и развития научного менеджмента
Основные достижения НТР в XIX и начале XX вв.
Основные идеи
Условия, сложившиеся в экономике Европы и США на рубеже XIX и XX столетий
Факторы возникновения научного менеджмента в США
Дело «Истерн Рейтс»
1911 г . – может по праву считаться годом признания менеджмента как науки
Задания
1. 4-5 желающих из каждой группы готовят доклады по теме «Знаменитые менеджеры» к практическому занятию 04.10.2007. В течение недели необходимо определиться с темами и согласовать с лектором. Структура докладов : Краткая биография, наиболее известные достижения, философия, методы, принципы.
Лекция 4 (27.09.07)
ШКОЛЫ В МЕНЕДЖМЕТЕ
Основные понятия
Школы менеджмента: названия, годы, представители, вклад в менеджмент
Рационализация
Интенсификация
Тейлоризм
Бюрократия
Бюрократические правила и процедуры
Хотторнский эксперимент: его первоначальная цель, этапы, основные открытия
Теория X и У
Исследование операций
О птимальное решение
Модель
Математические и имитационные модели
Типовые задачи исследования операций
Основные идеи
Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно.
Школа научного управления разрабатывала методы организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда
Классическая школа выделила управленческую деятельность как объект исследования и сформулировала систематизированный подход к управлению всей организации
Школа человеческих отношений показала, что р езультаты труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.
Школа поведенческих наук изучали возможности управления поведением работников и формирования организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом
Основные элементы бюрократического построения организации
+ и – бюрократии
Количественная школа позволила формально находить и обосновывать оптимальные решения
Задания
К чему приводила система Тейлора: к интенсификации или рационализации труда рабочих? Почему?
Лекция 5 (04.10.07)
ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕТЕ
Основные понятия
Одномерные и синтетические учения
Системный эффект
Процесс
Содержание основных управленческих функций: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль, распорядительство, руководство, регулирование, координация, администрирование.
Связующие процессы: их суть
Суть системного подхода
Система и ее основные свойства
Закрытая и открытая система
Подсистема
Теория «7- S »
Системный анализ и его задачи
Ситуация
Суть ситуационного подхода
Основные идеи
Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Каждая управленческая функция представляет собой процесс, т.е. серию непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческий процесс – не механическая сумма, а единство, синтез частных процессов.
Системный подход это способ мышления по отношению к организации и управлению. Организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой.
Для исследования систем используется с истемный анализ , суть которого в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.
Суть ситуационных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.
С точки зрения ситуационного подхода, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характе ристики и выбрать соответствующее управление, а потом следо вать научным рекомендациям , принципам и методам в области управления, которые соответствуют выявленной ситуации .
Задания
Выяснить в чем заключаются функции: распорядительство, руководство, регулирование, координация, администрирование.
Пояснить на примере реальной организации то, что она является системой?
Провести системный анализ некоторой реальной проблемной ситуации.
Лекция 6,7 (11–18.10.07)
РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Основные понятия
Аргументы сторонников и противников тейлоризма
Персоналии российской науки управления в 1920-е гг. и их основные идеи (Д.Богданов, О.Ерманский, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Е.Ф. Розмирович , П.М.Керженцев )
ЦИТ, его направления деятельности
НОТ, главные задачи в области НОТ
Закон наименьших
Закон организационной суммы
Принцип физиологического оптимума
*** (на уровень «хорошо-отлично»)
НЭП, его смысл и значение
Тектология
Психотехника
Инженерная психология
Эргономика
Косыгинская реформа
Реформа Глушкова
Второй информационный барьер
Типы менеджеров в рыночной России
Основные идеи
Характерные черты российской экономики в начале XX века.
Достижения российского научного менеджмента в дореволюционный период.
Теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Достижения российских исследователей практически внедрялись на предприятиях западных стран.
Историческим фоном развития российской науки управления стало устранение в 1920-е методов военного коммунизма, внедрения НЭПа, ослабления цензуры в культурной жизни страны.
Отношение Ленина к тейлоризму до и после Октябрьской революции изменилось противоположно. Благодаря его поддержке было развито движение НОТ и создан ЦИТ.
1920-е годы — самый плодотворный период в отечественной науке управления, когда были созданы и внедрялись множество теоретических концепций и практических методов.
На протяжении почти двадцати лет (1935-55 гг.) исследования в области управления практически отсутствовали: социальные науки были в опале, а управленческая практика являлась лишь одной из сторон жизни тоталитарного государства.
Приход к власти Н.С.Хрущева изменил ситуацию. Его политика была направлена на расшатывание жесткой управленческой вертикали, монополии центра: ей противопоставлялось множество экономических субъектов, имевших возможность относительно самостоятельно принимать часть решений. Во времена Н.С. Хрущева получил формальное признание принцип экономической заинтересованности работников, который пришел на смену сталинскому принципу “голого энтузиазма”.
В 1960-е гг. была предпринята попытка улучшить систему управления народных хозяйством (Косыгинская реформа), но не предусматривая принципиальных изменений, она привела к временному улучшению показателей.
В 1960-70-е гг. происходило возрождение управления как науки и систематической практики. Это выражалось в росте публикаций с анализом зарубежных источников, введении управленческих дисциплин в учебные программы ВУЗов, распространении по стране институтов повышения квалификации (ИПК) руководящих работников.
Центрами научной управленческой мысли в стране стали Государственная академия управления (Московский институт управления) и кафедра МГУ «Организации и методов управления социалистическим общественным производством», которые проводили исследовательскую, консультационную и обучающую деятельность.
К концу 1990-х годов в России появляются признаки цивилизованного рынка и объективная необходимость использования в управленческой практике концептуально-методологических знаний, развиваются школы бизнеса по примеру западных.
Задания
Лекция 9 (01.11.07)
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные понятия
Внутренние переменные
Функциональная область
Структура организации
Специализированное разделение труда
Вертикальное разделение труда
Сфера контроля
Задача
Технология
Перевороты в технологии
Стандартизация
Унификация
Человеческий капитал
Три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе
Рабочая среда
Социотехническиеподсистемы
Определение внешней среды
Среда прямого воздействия
Среда косвенного воздействия
Характеристики внешней среды
Факторы прямого воздействия
Факторы косвенного воздействия
Виды недобросовестной конкуренции
Основные идеи
Ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не зависят напрямую от размера организации
Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.
Как ведет себя человек в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды
Ситуация имеет большее влияние на поведение сотрудника, чем свойства личности
Важно создавать такую окружающую обстановку на работе, которая бы поддерживала тип поведения сотрудника, желательный для организации
Внутренние факторы организации были основным объектом рассмотрения разных школ в теории управления
Руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, т.к. руководство вынуждены основываться на неполной информации в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации
Технология является одновременно внутренней переменной в внешним фактором большого значения
Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью, т.к. обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.
Задания
Привести конкретные примеры учета организациями в своей деятельности каждого из внутренних факторов (ссылки)